Петербургская Ешива Томхей Тмимим Любавич

 

 

 

 

Все книги Торы

«Тору заповедал нам Моше, она – наследие общине Якова». (Дварим 55:4)

Все книги Торы

На этой схеме наглядно изображена структура Торы, из каких основных источников она состоит.

Что такое Тора?

Прежде всего, следует различать разные значения слова «Тора»: в наиболее узком значении Тора – это Хумаш (Пятикнижие), пять книг Моше (Моисея), в более широком – все книги Священного писания, Танаха – Тора, Невиим и Ктувим (Пророки и Писания), еще в более широком, все законы, практика обычаи и понятия, составляющие содержание иудаизма.


Шестого дня месяца Сивана в 2448 году от сотворения мира (1512 год до н. э.) на горе Синай была дарована Тора, состоялось, так называемое, Синайское откровения. В этот день весь народ Израиля слышал Десять речений, базовых принципов Торы, которые затем были высечены Все-вышним на каменных скрижалях, которые Моше получил на горе Синай.


Тора состоит из двух частей: Писания (Тора ше-биктав) и Устного Учения (Тора ше-беалпе). К первому относятся собственно Тора (Пятикнижие), Книги пророков и Священное Писание – все то, что называется ТАНАХом.

Структура Письменной Торы – ТАНАХа.

Тора.

Пятикнижие состоит из следующих книг: Брейшит (В начале), Шмот (Имена), Ваикра (И воззвал), Бамидбар (В пустыне) и Дварим (Слова). Во всем Пятикнижии 54 главы, 5845 стихов, 79976 слов и 304805 букв. Все Пятикнижие написано Моше (Моисеем). РАМБАМ, он же Маймонид, в своем предисловии к Мишне (глава 10) пишет о происхождении Торы и указывает, что вся Тора, данная нам через учителя нашего Моисея, записана им из уст Б-га. Тех, кто утверждает, что некоторые стихи Моисей написал от себя, РАМБАМ, от имени пророков и ученых-талмудистов, называет еретиками.

 

Невиим.

Книги пророков принято делить на восемь: Иегошуа бин-Нун (Иегошуа Навин), Судьи, Самуил, Царства, Исайя, Иеремия, Иехезкиель и Книга двенадцати. Следует отметить, что всего у евреев было сорок восемь пророков и семь пророчиц.

 

Ктувим.

Священное Писание содержит одиннадцать книг: Псалмы, Притчи, Иов, Песнь Песней, Рут, Плач Иеремии, Экклезиаст (Когелет), Эстер, Даниэль, Эзра-Нехемия и Хроника (Диврей аямим). Следовательно, всего имеется двадцать четыре книги Святого Писания: Пятикнижие – пять, Книги пророков – восемь и Писание – одиннадцать.

 

Кто написал книги ТАНАХа?

Предание гласит, что Моисей написал Пятикнижие и Книгу Иов; Книгу Йеошуа написал Йеошуа;

Пророк Шмуэль написал: Судьи, Шмуэль, Рут;

Книгу псалмов написал король Давид и десять старцев (Адам, праотец Авраам, Моисей и др.).

Пророк Ирмияу (Иеремия) написал свою книгу (Книгу Иеремия), Царства и Плач Иеремии.

Царь Иудеи Хизкияу и его помощники написали книги: Исайя, Притчи, Песнь Песней и Экклезиаст (Коэлет).

Членами Великого Собрания (пророками Хагай, Захария, Малахи и их друзьями) написаны книги: Йехезкиель, Книга Двенадцати, Даниэль, Эстер.

Эзра написал свою книгу (Книгу Эзра) и большую часть Книги Хроника, окончил же Хронику Нехемия.

Структура Устной Торы

Мишна

Выше указывалось, что Учение еврейского народа, Тора, состоит из двух частей: Писания (ТАНАХ) и Устного Учения. Вторая часть, как следует из самого названия, долгое время (1500 лет) передавалась устно. Лишь в 3948 году (188 год н. э.) великий таннай раби Йеуда Анаси совместно с другими учеными-талмудистами закончил редактирование и запись основы Устного Учения – шесть разделов Мишны: «Посевы», «Праздники», «Женщины», «Ущербы», «Святыни» и «Очищения».

Мишна является основой записанного позже Талмуда, Раби счел необходимым вопреки традиции отредактировать и записать Устное Учение. Он руководствовался тем соображением, что число людей, профессионально занимающихся изучением Торы и способных запомнить все и передать ученикам, с годами все уменьшалось, и возникла опасность, что «Тора забудется в Израиле».

Мишна разделена на 63 трактата, содержащие 524 главы. Она комментирует Писание и разъясняет подробности заповедей. Она комментирует и резюмирует высказывания мудрецов, изучавших Тору в течение десятков поколений. Это Учение принималось последующим поколением от предыдущего, начиная от самого Моисея.

На все шесть разделов Мишны составлено много комментариев, дающих необходимые объяснения. Ученики рабби Акивы, рабби Йеуды Анаси и другие таннаим отредактировали и записали следующие части Устного Учения: Мехилта, Сифра, Сифри, Брайта, Тосефта и др.

 

Мидраши

Это слово происходит (от древнеевр. "дараш" - "искать", "исследовать", "истолковывать".

Мидраши - это сборники толкований тестов Торы.

Существуют два вида мидрашей:

Мидраш Галаха в большей степени посвящен истолкованию законов Торы.

Мидраш Агада состоит в основном из обсуждений мировоззренческих, этических и др. аспектов, как Письменной Торы (Танах), так и Устной Торы.

Мидрашистский метод толкования широко используется в Талмуде. Но и помимо него существует обширная независимая мидрашистская литература, охватывающая более чем тысячелетний период начиная со времени таннаев.

От периода таннаев до нас дошли следующие галахические мидраши:

Мехилта - мидраш на книгу Шмот, Сифра - на книгу Ваикра и Сифре - на книги Бамидбар и Дварим. Все они составлены в земле Израиля, написаны на иврите и содержат значительный агадический материал. Эти мидраши представляют две школы толкования: школу раби Ишмаэля, к ней относятся мидраши Мехилта и Сифре на книгу Бамидбар, и школу раби Акивы, автору мидрашей Сифра и Сифре на Дварим.

Гораздо многочисленнее представлены агадические мидраши, появившиеся в основном в аморайский и послеаморайский периоды. Они написаны на иврите и на арамейском, а иногда на смеси этих языков.

Важнейшие из них, Мидраш Раба и Мидраш Танхума, были написаны в эпоху амораим и являются комментариями на Тору ше-биктав.

Мидраш Рабба - мидраш на все Пятикнижие и пять книг Письменной Торы(Песнь Песней, Рут, Плач Иеремии, Коелет и Эстер); Мидраш Танхума на Пятикнижие; Песиката включает вопросы относящиеся к праздникам и особо установленным датам; Мидраш ха-Гадол, сочинение законченное в 14 в.; Мидраш Мишле на книгу Притч; Мидраш Техиллим на Псалмы. Мехилта раби Ишмаэля и Мехилта раби Шимон бар Иохая - древнейшие сборники аггадического и одновременно галахического характера, авторство которых приписывается соответственно рабби Ишмаэлю бен Элише (1 -2 вв.) и рабби Шимону бар Иохаю (2 в.).

Сифра и Сифре соответствено сборники толкований на книги Бамидбар и Дварим древнейшие мидраши, автором которых является Рав - рабби Абба Ариха (Арика) (3 в.).

 

Тосефта

Тосефта - "дополнение" – то, что не вошло в Мишну. Признак ее появления в тексте – слово "тана" - учил. И если она подтверждает закон в Мишне, то является утвержденным законом (hалахой мекуемет).

 

Брайта

Брайта - "внешняя" – это все книги, которые были записаны древними мудрецами после составления Мишны, как например: Мишнат раби Хия и Мишнат раби Ошайя, и Мишнат раби Элиэзер бен Яаков, и Мехильта де-раби Ишмаэль, и Отиёт де-раби Акива. И Торат Коhаним (она же Сифра) на одну книгу Ваикра. И Сифрей на книги Бемидбар и Дварим и др. Признак появления барайты в тексте: "тану рабанан" – учат мудрецы, (тане хада – учит один) и (танья идах – изучаемая другая). И то, что не является предметом спора во всех этих книгах, является утвержденным законом (hалаха мекуемет). А в тех вопросах, которые являются спорными в этих книгах, следует идти в соответствии с установленной hалахой по окончании диспута.

 

Зоhар

Книга Зоhар написан рабби Шимоном бар-Иохаем. Книга эта является фундаментальным трудом по Кабале.

 

Талмуд

Талмуд (или Гемара) это фундаментальный труд, комментирующий трактаты Мишны, книги таннаим и 613 заповедей Торы.

Имеется Талмуд Вавилонский и Талмуд Иерусалимский.

Последний был записан рабби Иохананом, учеником рабби Йеуды Анаси. Составление Вавилонского Талмуда началось сразу после завершения Мишны и продолжалось около 300 лет. Он был записан рав Аши и его учениками около 1500 лет назад. После завершения Талмуда началась эра гаонов, длившаяся около пятисот лет.

Гаоны – это те ученые, которые жили после завершения Гемары и в каждом поколении занимались ее комментированием и решали спорные вопросы, выдвигавшиеся жизнью. Гаон рабби Ицхак Альфаси составил сокращенный Талмуд, создав основу для трудов Маймонида, РОШ, Баал Атурим, рабби Иосефа Каро, РАМО и других.

 

Шулхан Арух

Книги «Шулхан арух» признаны сводом законов для евреев всего мира.  



Рассылка 'Материалы по Торе' Яндекс.Метрика