Петербургская Ешива Томхей Тмимим Любавич

 

 

 

 

Еврейские сокровища Петербурга

Из истории Петербургской еврейской общины.


Продолжение. Начало [1 стр.] [2 стр.]

С этого времени Петербургская еврейская община формировалась как община нового типа. Наряду с традиционными формами еврейской общинной жизни (синагога, благотворительные учреждения, еврейские школы) в ней развивается еврейская периодическая печать, новая система еврейского образования, еврейские научные и культурно-просветительные общества. Петербургские евреи активно интегрируются в экономическую и культурную жизнь города и всей страны. Основной своей задачей руководство столичной общины считало достижение равноправия евреев.


В 1907 г. по инициативе Давида Гинцбурга в Петербурге создается еврейский университет (официальное название «Высшие курсы востоковедения»). Это было первое гуманитарное высшее учебное заведение, сочетавшее традиционный еврейский подход в изучении семитологии и иудаики с новейшими достижениями мировой науки.


С 1910 по 1917 г. в Петербурге выходил специальный педагогический журнал «Вестник еврейского просвещения». Так Санкт-Петербург стал научно-методическим центром еврейской педагогики.


Влияние Петербургской еврейской общины на духовную жизнь евреев всей России осуществлялось через периодические издания. С 1886 г. в столице начинает издаваться ежедневная газета на иврите «Га-Мелиц» («Заступник»). Почти одновременно появляется и журнал «Мицпа» («Сторожевая башня»). Их издателем был видный деятель еврейского просвещения А.О. Цедербаум. Он же выпускал газету на идиш «Идишес фолксблат» («Еврейский народный листок»). Цедербаум основал также несколько еврейских изданий на русском языке («Русский еврей», «Рассвет» и др.).


Расцвет еврейской печати на русском языке связан с именем А.Е. Ландау. С 1871 года он издает в Петербурге 10 выпусков историко-литературного сборника «Еврейская библиотека», получивших широкую популярность среди образованных евреев по всей России. В 1881 - 1899 гг. Ландау издавал на русском языке ежемесячный журнал «Восход». Этот журнал был крупнейшим (а после 1884 года и единственным) органом еврейской русскоязычной периодической печати в России. С 1882 по 1897 год в качестве еженедельного приложения к журналу выходила «Недельная хроника «Восхода».


В 1908 – 1913 гг. издательство «Брокгауз и Ефрон» совместно с Обществом для научных еврейских изданий выпускает на русском 16-титомную «Еврейскую энциклопедию». Это издание не утратило научной ценности и по сей день.


Санкт-Петербург был крупнейшим в России центром деятельности еврейских научных и просветительских обществ. Уже в 1891 г. была создана Историко-этнографическая секция при «Обществе для распространения просвещения». А в 1908 г. было учреждено Еврейское историко-этнографическое общество. На базе общества начала свою работу Еврейская этнографическая экспедиция. Еще в 1904 г. в Хоральной синагоге была развернута выставка, преобразованная в архив и музей, размещенные в здании еврейской богадельни. В 1914 г. там была устроена экспозиция, с 1916 г. ставшая постоянной.



Продолжение. Начало [1 стр.] [2 стр.]


Рассылка 'Материалы по Торе' Яндекс.Метрика