Петербургская Ешива Томхей Тмимим Любавич

 

 

 

 

Еврейские сокровища Петербурга

Из истории Петербургской еврейской общины.


Начало. Читать далее... [2 стр.] [3 стр.]

На протяжении всей истории становления и развития Еврейской общины, Петербург был одним из самых крупнох в мире хранилище еврейских раритетов. Прежде всего редчайших еврейских манускриптов. Император Александр II, который разрешил строительство Хоральной синагоги, на собственные деньги приобрел для Императорской публичной библиотеки (сегодня -Российская национальная библиотека) совершенно уникальные коллекции еврейских рукописей.


Сейчас в Петербурге хранятся следующие раритеты:

Самая ранняя датированная еврейская рукопись в мире – это рукопись книг «Поздних Пророков» (Latter Prophets) с вавилонской публикацией (with Babylonian punctuation) 916 г.; самая ранняя сохранившаяся рукопись Пятикнижия 929 г. и самая ранняя сохранившаяся рукопись полной Еврейской Библии 1008 г. А всего в петербургских собраниях насчитывается 21 219 еврейских рукописей и фрагментах.


Российская империя, столицей которой в 1712 г. официально стал Санкт-Петербург унаследовала от Московской Руси запрет на въезд евреев в страну. Положение изменилось после присоединения к России новых территорий в результете активной политике Екатерины II.

В период ее царствования к Империи были присоединены Крым (1783), Литва, Польша и Волынь (1793-95). Вместе с новыми территориями Россия приобрела и новый значительный контингент населения. В частности, к концу XVIII в. в Российской империи проживал значительный процент восточно-европейских евреев-ашкеназов, а так же жили евреи-караимы и горские евреи.


За евреями было закреплено право проживать на прежних местах, а въезд во «внутренние губернии» был для них запрещен. Существовала так называемая «черта оседлости». Однако, новые подданные стали на время приезжать в столицу по делам.
Для упорядочения управления российскими евреями была сформирована специальная комиссия. К ее работе были привлечены депутаты от еврейских обществ, которые также надолго «осели» в столице. Таким образом, к концу 80-х годов ХVIII века в Петербурге появляется маленькая, но уже полноценная еврейская община. Ее составили еврейские депутаты, во главе которых стояли купцы из Белоруссии Абрам Перец и Нота Ноткин. Вместе с ними приехали члены их семей, еврейская прислуга. Собрания этой небольшой общины происходили в доме, где жил Перец, на углу Невского проспекта и Большой Морской улицы.


В конце ХVIII века Петербург стал местом временного пребывания основателя нового направления в иудаизме – Хабада. Шнеур-Залман Борухович (Алтер ребе) был обвинен своими религиозными противниками в государственной измене и доставлен в Петропавловскую крепость. Ребе удалось доказать свою невиновность и вскоре он был освобожден. Через 2 года от ребе снова потребовали объяснений и вызвали в Петербург. Окончательно его невиновность была установлена в 1801 году.


Начало. Читать далее... [2 стр.] [3 стр.]


Рассылка 'Материалы по Торе' Яндекс.Метрика