Петербургская Ешива Томхей Тмимим Любавич

 

 

 

 

Учение хасидизма


Раввин Хаим Толочинский

Двойное раскаяние Короля Давида

В афтаре (отрывке из пророков, который читают после главы Торы) «Хаей Сара» рассказывается о том, как Давид состарился, и стало ему холодно, и он не мог согреться, как ни укрывали его. И нашли для него самую красивую девушку в Израиле — Авишаг — и стала она для него «грелкой», как сказано: «И будет лежать под мышкой твоей и будет тепло господину королю». Авишаг служила ему, но Давид ее не познал.

 

Далее рассказывается, как Адония сын Хагит восцарствовался, говоря: «Я — буду царствовать!» И завел он себе колесницы и всадников, и пятьдесят человек бежали перед ним. Это свидетельствует о форме поведения, присущей только королю.

 

Далее рассказывается о пире, который сделал Адония, и созвал на него всех братьев своих, всех видных людей колена Йеуды и королевских слуг, а Натана-пророка, Бнайау сына Йеойады и брата своего Шломо (Соломона) не позвал. Но, тем не менее, Давид не ругал его за это и делал вид, что не обращает на это внимание, как сказано: «И (ни разу) не огорчил его отец, и (не) спросил: „Почему ты так сделал?“» Хотя известно, что Давид поклялся, что после него трон должен перейти к Шломо, сыну Бат-Шевы. И только тогда, когда к нему пришла Бат-Шева, посланная пророком Натаном и рассказала о том что Адония восцарствовал, Давид поклялся ей, что Шломо восцарствует после него.

 

Затем пришел пророк Натан и дополнил ее слова, как он сам сказал Бат-Шеве, посылая ее к Давиду: «А я войду за тобой и наполню твои слова». И тогда Давид поклялся вторично Бат-Шеве: «Твой сын будет царствовать после меня...»

 

Давид бездействует

 

Необходимо понять связь главы «Хаей Сара» с афтарой так как известно, что идея афтары подобна идее недельной главы. В ней рассказывается о смерти Сары, о ее похоронах в пещере Махпела (двойная пещера), что в Хевроне, приобретении Авраамом поля, на котором находится пещера, у Эфрона Хитийца, сватовство Ицхака и Ривки, смерть Авраама и т.д. И также необходимо понять поведение Давида, когда восцарствовал Адония, ведь Давид обещал трон Шломо, и он понимал, что раздор между братьями может привести к кровопролитию. Как говорит Бат-Шева, сообщая о том, что Адония воцарился: «И стану я и сын мой грешными (одно из пониманий слова „хатоим“ — отсутствующими, в смысле погибнем)». Особенно в связи с тем, что так уже было, когда восцарствовал Авшалом: «и завел себе колесницу и коней и пятьдесят человек, что бегут перед ним». И все закончилось его гибелью. Также и тут Адония погиб, когда попросил Авишаг себе в жены, а Шломо разгадал его замысел добиться королевской власти.

 

Вечность дома Давида

 

Поэтому необходимо сначала объяснить статус правления короля Давида, которое должно было стать вечным. Как сказано: «Не отойдет скипетр от Йеуды». И полнота правления короля Давида связана именно с вступлением на трон короля Шломо. Что в свою очередь зависело от полноты «тшувы» (раскаяния, возвращения ко Всевышнему) Давида. Она включала в себя тшуву за грех с Бат-Шевой (греха совершенного в действии), свидетельством принятия которой явилось то, что после первого ребенка от Бат-Шевы, умершего в наказании за грех, у Давида рождается Шломо «и Б-г полюбил его». А также тшуву за грех, совершенный в мысли, когда приехала к Давиду Авигаль, жена Навала из Кармеля, привезла провиант и убедила Давида не убивать мужа за отказ дать ему еды. В этот момент Давид возжелал ее, а она была пока еще замужней женщиной.

 

Свидетельством же этой более глубокой тшувы, за преступление совершенное в мысли, должен был быть знак от Всевышнего. Как говорит Рамбам в законах тшувы (2:3): «И даст ему свидетельство знающий тайны, что не вернется он к этому греху никогда». По этой причине, пока Давид не получил свидетельства от пророка Натана, «наполнившего» слова Бат-Шевы, что наступило уже время вступить на престол Шломо, он полагал, что, не смотря на свою клятву Бат-Шеве, пока еще не принята его тшува за грех с Авигаль, не наступила пора Шломо. И пока вполне может быть правление Адония, который будучи королевским сыном, сам по себе мог быть королем, пока не наступит время раскрытия полноты королевства Давида посредством Шломо.

 

Высшая и низшая тшува

 

Как говорится в книге «Тания», где объясняется слово тшува на уровне тайны, слово «тшув-а» — это «тошув» эй [возвращение буквы «эй»]. Нижняя «эй» [в имени Авайе, состоящего из букв Йуд-эй-вав-эй] — это нижнее покаяние. Верхняя «эй» — верхнее покаяние. Существуют две ступени в тшуве: одна — искренняя тшува, приводящая к тому, что Всевышний прощает человека и он освобождается от наказания, осуществляемая в основном в аспекте действия (нижняя буква «эй» — сфира малхус, действие), принять на себя иго власти Всевышнего и высшая тшува, осуществляемая в основном в мысли (верхняя буква «эй» — сфира бина, мысль), которая влияет также на прошлое так, что «отрывается его преступление изначально». Это осуществляется посредством основательной переборки, силой внутренней Торы во всех нюансах существования человека и даже его существования в прошлом. Вплоть до того, что «преступления, совершенные злоумышленно, воспринимаются ему как заслуги», вплоть до «заслуги» в буквальном смысле.

 

«Дом и мансарда над ним»

 

В книге избранных бесед Ребе есть удивительное объяснение двум комментариям Раши на название пещеры «Махпела (удвоенная)» — «дом и мансарда над ним, другое объяснение, удвоенная парами»: «В первом объяснении, — говорит Ребе, — отмечает Раши две общие ступени в тшуве: дом — нижняя тшува, а мансарда — высшая тшува. И он добавляет „над ним“, ведь мансарда находится именно над „домом“, а порядок служения обязывает, чтобы сначала была нижняя тшува, и только затем возможно достигнуть высшей тшувы. Но даже тогда, когда мы находимся в высшей тшуве, необходимо быть в аспекте „грех мой всегда передо мной“».

 

Отсюда становится понятным старание Авраама похоронить Сару именно в пещере «Махпела», происходящее от того, что именно в этом месте выражается полнота ее служения Всевышнему (верхняя и нижняя тшува). И по этой причине сказано «...годы жизни Сары» (в добавление к тому, что говорится в начале фразы «И была жизнь Сары...»), как объясняет Раши, что все годы ее были равны в добре, так как одно из достоинств ступени высшей тшувы, что воздействует также на состояние прошлого, изменяя его к добру, в такой форме, что отрывает все негативные моменты, (что были), постфактум, как будет объясняться далее.

 

«И встало поле Эфрона»

 

Для понимания достоинства, осуществляемого посредством тшувы, вплоть до изменения прошлого, стоит поразмышлять, в качестве примера в нашей главе, о покупке поля Эфрона Авраамом, на основании объяснений в хасидизме.

 

На фразу «И встало поле Эфрона, что в Махпела... (Аврааму в имущество)», Раши комментирует: «И встало поле Эфрона. Поднятием (это) стало для него, что вышло из владения простака и вошло во владение короля». Ребе объясняет, что слова Раши намекают, что этой полной мерой оплаты («четыреста шекелей серебра, ходящего повсюду», которые Авраам заплатил Эфрону), хотел Авраам изъять полностью поле (не только в действии из рук Эфрона, а также из памяти имя продавца...) и перевести его абсолютно в свое владение, в святое владение «короля мира». В этом и заключается идея «вставания», что означает также возвышение и поднятие в ступени...

 

Четыреста желанных миров

 

Тора называется «древнейшим примером», поскольку все ее идеи и рассказы являют собой примеры и намеки на высокие духовные идеи. Эти идеи должны прийти, как понятно, также к выражению в указании к действию на века (Тора происходит от слова «указание») в служении Всевышнему в нашей повседневной жизни, как евреев.

 

Объяснение этому есть также во внутренней части Торе в отношении «четыреста шекелей серебра („кесеф“) ходимого повсюду», с помощью которых приобрел праотец Авраам поле Махпела. Их духовной идеей является «четыреста желанных миров, которыми наслаждаются праведники» (слово «серебро», «кесеф» происходит от слова «желание», «кисуфим»), что намекает на тшуву из любви (высшую тшуву), которой может достигнуть еврей посредством изучения внутренней Торы. Изучения, касающегося аспекта бина, что в душе (верхняя буква «эй»), и причиняет душе желать возвращения к божественности, как написано: «Соскучился, истосковался („никсоф никсафто“) ты по дому отца своего». Эти желания привлекаются («даются») и проходят от божественной души (аспект Авраама) к животной душе (Эфрон) — с целью «купить» также физическое тело полным приобретением для божественности, только таким образом может человек изъять себя и свое тело полностью из владений «другой стороны» и вожделений этого мира и включиться как следует в святость божественности, чтобы «объединить одного в одном».

 

Возвращение высшей буквы «эй»

 

Во внутренней части Торы объясняется, что Авишаг, которая понадобилась Давиду по «лечебным соображениям», была исправлением за грех в мысли — думах Давида об Авигаль, жене Навала из Кармеля, когда та пришла к нему с приношением.

 

Этот грех, будучи только в мысли (на тонком уровне), был помехой Давиду для достижения абсолютного поднятия, которого он должен был достигнуть посредством своей тшувы. Поэтому Всевышний представил перед ним испытание с Авишаг в конце дней его, чтобы очистить его для достижения такой ступени.

 

И когда чрезвычайно красивая Авишаг была в «физической» близости с ним, а с другой стороны была запрещена ему по причине «не умножай ему жен», должен был Давид подчинить себя, чтобы не думать о ней (чтобы не споткнуться в грехе, как говорят мудрецы: «каждый, кто размышляет...») и, тем самым, исправил также свои думы в отношении Авигаль.

 

Однако, такое исправление связано с самопожертвованием и может быть осуществлено только посредством осуществившего высшую тшуву — «возвращение верхнего „эй“» — идеей которого является возвращение к аспекту бина, что в душе, пребывающей на ступени мысли. Тем самым она привлекает посредством изучения Торы раскрытое наслаждение и великую любовь («кисуфим») ко Всевышнему, вплоть до реального самопожертвования.

 

«Наполнение» буквы «эй» (буквой «эй»)

 

До настоящего момента объяснялись две основные ступени тшувы, подразумеваемые двумя буквами «эй» имени Всевышнего, которые удостаивается человек исправить и вернуть посредством служения тшувой: тошув «эй» нижнее и верхнее, что в его душе, являющейся «частицей Б-га сверху в буквальном смысле» (книга «Тания» 2 гл.) — частицей от четырехбуквенного имени Всевышнего, как сказано в Торе: «Частица Б–га народ Его, Яаков — веревка наследия Его».

 

Поэтому в книгах хасидизма приводится объяснение, относящееся к пещере «Махпела», в объяснении Алтер Ребе (на основе каббалы) в его книге «Тора Ор»: «И вот наполнение буквы „эй“, оно другой буквой „эй“ и это аспект „удвоенный“, как известно про пещеру „Махпела“ („Удвоенную“), что это последняя буква „эй“ имени „БаН“...».

 

Объяснение этому простое. У четырехбуквенного имени Всевышнего существуют различные наполнения, то есть разные варианты записи букв имени. Когда вместо буквы мы записываем ее название, например буква «алеф» записывается как «алеф» — «ламед» — «пей», читаем эту запись мы получаем «а-ле-ф», или буква «нун», записывается «нун» — «вав» — «нун», читаем «н-у-н». Это называется «наполнением». Бывает наполнение алефами, йудами, одно из наполнений буквой «эй», таким образом, имя Всевышнего записывается так: «Йуд-вав-далет (йуд) — Эй-эй (эй) — Вав-вав (вав) — Эй-эй (эй)», сумма цифрового значения полученных буква всего — пятьдесят два, если записать это буквами получается «БаН». Идея последней буквы «эй» в этом наполнении, как говорилось выше — идея пещеры Махпела.

 

Однако всего этого не достаточно, чтобы людям нашего уровня основывать на этом служение Всевышнему, поэтому нам необходимо найти конкретную традицию в книгах хасидизма об идее этого наполнения, как это выражается в наиболее простой форме в Торе, происходящей от слова «указание».

 

Эту традицию мы находим в сборнике избранных бесед Ребе («Ликутей Сихот»), подробно объясняющей идею тшувы в соответствии с каббалой.

 

И так объясняет Ребе:

«Осуществление заповеди тшува по-простому. Это принятие на себя ига заповедей, (чтобы не восставать против царства Его и не нарушать его заповеди, как заповеди „Делай“, так и заповеди „Не делай“) и ко всем ступеням, что в нижней тшуве, и это именно тогда, когда присутствует служение верхней тшувой, то есть, что раскрывает в себе внутренний аспект своей души, прилепленный к Всевышнему, Благословенному, абсолютным единством, подобно тому как это было до ее вдохновения (в тело) — и только тогда есть у нижней тшувы истинное вечное осуществление»

 

На основании того, что говорилось выше, о ступени высшей тшувы, относящейся более к идее служения мозгом и мыслью, (в отличии от нижней тшувы, относящейся в основном к сфере действия — оставление греха и т.д.), становится понятным добавление Алтер Ребе про идею наполнения буквы «эй» буквой «эй», как это выражается в служении Всевышнему:

Смысл этих слов таков, что служение высшей тшувой, посредством изучения Торы — (в мысли) дополняет и наполняет ступень низшей тшувы в аспекте «уйди от зла и делай добро» — (действие) и дает ей силу вечного, нерушимого существования. [Как понятно, что не смотря на то, что человек решает вернуться и оставить грех в своих действиях, если он не будет охранять свои мысли, чтобы не раздумывать и т.д., то не убережется, не дай Б-г, от того, чтобы не согрешить снова — также и в действии...]

 

Таким образом, можно понять, на уровне намека, внутреннюю связь между рассказом о пещере Махпела в главе «Хаей Сара» и содержанием слов пророка Натана, что в афтаре: «Вот пока ты говоришь с королем, и я войду за тобой и наполню твои слова». Так как идея высшей тшувы (см. выше) заключается в том, что дает вечное осуществление также в служении низшей тшувой. То поскольку Бат-Шева и ее сын Шломо уже получили обещание о наследовании царства силой «базисной» тшувы (нижней тшувы), осуществленной Давидом, хотел пророк Натан «наполнить» и дать этому обещанию вечное существование с помощью божественного свидетельства («и даст свидетельство о нем знающий тайны») — что достиг Давид полноты также в ступени высшей тшувы (через испытание с Авишаг) и «вышел (также Шломо) от владения простака во владение короля» в вечной форме.

 

[Примечание: это стыкуется с тем, что объясняется в книге «Зоар» и в учении хасидизма, что Бат-Шева — это аспект сфиры малхут (нижняя буква «эй»), в ее нижней ступени — как она спускается вниз осуществлять переборку (божественных искр) в форме войны, а пророк Натан является «наполнением» ее... то есть, высшая ступень в малхут, которая привлекает к нижней ступени света сверху. (Подобно этому, смотри в сборнике маамарим Ребе том 5, про Давида и Йонатана)]

 

Этого по сути ждал Давид — узнать удалось ли ему осуществить нерушимую по существованию тшуву, «изымающую» его полностью от греха с замужней женщиной... поскольку он знает, что только тшува из любви, посредством истинного исправления аспекта мысли (кроме «тела» идеи тшувы, в действии, что это — оставление греха, раскаяние о прошлом и решение на будущее), осуществит абсолютное «приобретение себя» божественности и вечное осуществление всех ступеней тшувы. И, как говорилось выше, в объяснении Ребе о «доме и мансарде над ним» и наполнении и осуществлении, которое реализуется служением высшей тшувы, также по отношению к низшей тшуве.

 

Махпела — «удвоенная парами»

 

Однако по отношению ко второму комментарию — «что удвоена парами»... объясняет Ребе, что слова Раши намекают на две формы «Поднятия (вверх) и привлечения (вниз), что есть как в „доме“ (нижняя тшува), так и в „мансарде“ (высшая тшува). Как известно, что „женщина“ указывает на служение в форме поднятия снизу вверх, а „мужчина“ — на привлечение сверху вниз».

 

Объяснение этому мы находим там в «Ликутей сихот»: «Так как в каждой из двух ступеней, низшей и высшей тшувы, существует две формы: поднятие и привлечение. В нижней тшуве есть форма, что нижняя буква „эй“ поднимается к букве „вав“, а есть форма, что „вав“ привлекается к букве „эй“, также и в высшей тшуве существуют две формы: первая — что верхняя буква „эй“ поднимается к букве „йуд“, вторая — что буква „йуд“ привлекается к „эй“».

 

Двойная и слабая

 

Действительно, подобно тому как «порядок служения обязывает, чтобы сначала была нижняя тшува, и только затем возможно достигнуть высшей тшувы», (как говорилось выше «тошув „эй“» — низшее и высшее, что понятно на пути первого комментария Раши «дом и мансарда над ним»), подобно этому также в служении в аспекте наполнения: сначала служение человека должно быть в аспекте поднятия, снизу вверх, как это выражается также в полноте жизни и служении праматери Сары — аспекта «женщины»...

 

И только после того, в завершении и в полноте этого служения, привлекается божественный свет от аспекта «мужчина», которыми являются буквы «йуд» и «вав» четырехбуквенного имени Всевышнего, поселиться в раскрытии в душе и в теле человека навечно, («удвоена парами»).

 

[Примечание: подобно этому пишет Алтер Ребе (в книге Тора Ор и в Сидуре с объяснениями хадизима) в отношении идеи пещеры Махпела, что существует наполнение буквами «эй», называющееся «кфило» — удвоенная и наполнение буквами «йуд», называющееся «клишо» — легка, «кфило» предваряет «клишо», ( как пишет Аризаль в своей песне «Откроет нам смысл... удвоенная и легкая („кфило у клишо“)», что можно объяснить на основании того, что говорилось выше, что сначаоа должно быть поднятие в аспекте «женщина» (наполнение буквами «эй»), и только затем привлекается сверху аспект «мужчины» (наполнение буквами «йуд»), так видно также из маамара Ребе Рашаба (5644 г.) в идее «И Авраам старец, пришедший в дни» в объяснении четырех ступеней тшувы из «Ликутей Тора» Алтер Ребе гл. «Балак» см.там.]

 

Это также освещает, то, что сразу после похорон Сары в пещере Махпела — в соответствии с полнотой ее жизни в высшей тшуве (две буквы «эй» с их наполнениями, как говорилось выше, которые были в аспекте поднятия снизу вверх — «женщина») рассказывается в продолжении главы: „И Авраам старец, пришедший в дни“, что указывает на привлечение «йуд» — вав и «вав» — вав, то есть высшая ступень в тшуве («бааль» (обладатель) высшей тшувы — «мужчина»), в которой «йуд» (хохма-мудрость) привлекается к аспекту «удвоенная» — сверху вниз.

 

[Примечание: объяснение идеи «йуд» — вав и «вав» — вав (в множественном числе), это два «йуда» и два «вава» с целью привлечения аспект хохмы в четыре буквы «эй» аспект «кфило» — удвоенная (поскольку также «вав» служит для привлечения хохмы, как пишет Алтер Ребе, что «сам „йуд“ привлекается и становится „вав“»).

 

Подобно этому в самом действии по приобретению пещеры Махпела: привлечением «мужских вод» в завершении действия по приобретению была передача четырех сот «шекель кесеф» — шекелей серебра, ходящих повсюду Авраамом Эфрону, что на (духовном уровне) являет собой привлечение из мира наслаждения — сверху вниз. Как объясняется в маамаре Ребе Цемах-Цедека что «серебро ходящее повсюду» — это аспект хохмы и бины, где раскрывается аспект высшего наслаждения. «Сотни» — это аспект хохмы, см. там. На основании этого становится понятным почему именно четыре сотни дал Авраам Эфрону, так как это привлечение хохмы к четырем «эй» аспекта «кфило» — удвоенная.

 

(См. книгу понятий Хабада — раздел буквы, буква «тав», от имени книги Ликутей Леви-Ицхака: «Имя Всевышнего (по гематрии) А"В (Айн-Бет), наполнение «йуд» — ами — оно в хохме, и в нем четыре бцуквы «йуд»: «йуд» — «вав» — «далет», «эй» — «йуд», «вав» — «йуд» — «вав», «эй» — «йуд» — намекающееся буквой «тав» (по гематрии четыреста), «так как четыре буквы „йуд“, как каждая из них включает в себя по десять — они по гиматрии четыреста („тав“)». И отношение буквы «тав», указывающей на четыре «йуда» имени А"В, что это хохма, к аспекту хохма, на что намекают 400 шекелей серебра, взятыме Эфроном за пещеру Махпела такова, что четыреста шекелей серебра — это аспект хохма. И «даны были Эфрону — гематрия Эфрон — четыреста — так как Эфрон — это аспект обратной стороны хохмы».)]

 

Как известно, что понятие «старец» указывает на приобретение мудрости («старец — тот, кто приобрел мудрость»), а понятие «пришедший в дни» указывает на привлечение мудрости сверху вниз (как выше в примечании, что сам «йуд» привлекается и становится «вав»), то есть идея мудрости («йуд») привлекается в высший аспект «пришедший в дни» (буква «вав»), вплоть до распространения во время и пространство мира (попросту — дни).

 

Старец и пришедший в дни

 

Это достоинство сказано также про Давид — как сказано: «А король Давид старец и пришедший в дни», поскольку он также закончил полностью свое служение в мире — во всем, кроме этого ущерба, который пока еще нуждался в исправлении в одеяниях бины (верхняя буква «эй») и намекается в продолжении самого этого стиха: «и он не мог согреться».

 

[Примечание: это объяснение стыкуется с тем, что сказали наши мудрецы. Давид был наказан (тем, что «не мог согреться») за то, что отрезал край одежды у короля Шауля. Известно, что Шауль соответствует аспекту бина. Отсечение же его одежды было осуществлено в соответствии с божественным провидением, чтобы намекнуть Давиду на его ущерб в одеянии бины, то есть в мысли, как уже говорилось, что испытание с Авишаг было послано с целью исправления дум Давида о Авигаль, когда она еще была замужней женщиной. Это также является целостностью в служении Всевышнему в «любви, пылающей языками пламени, что из аспекта верхних судов высшей бины», отсутствующей у Давида из-за того, что он причинил ущерб этому аспекту («не мог согреться»)...]

 

И именно через то, что он выдержал это испытание, было завершено служение Давида в аспекте «кфило» — удвоенная, (что с точки зрения внутренней Торы является первой переборкой Ба"Н, в форме войны) и началось привлечение (сверху) «йуд» — вав и «вав» — вав, главный аспект которого осуществляется посредством Шломо (как известно, что свет возвратный, являющейся второй переборкой, что в форме покоя, переборка именем М"А. И таковым было поведение мира во времена Шломо, по-простому, как сказано: «Он будет человеком покоя и Я удам ему покой и т.д.» — в заслугу того, что он «мудрейший из всех людей».)

 

На троне его не воссядет чужой

 

Из всего того, о чем говорилось выше, становится понятным, почему не протестовал Давид до того момента, пора сообщил ему пророк Натан о своем отмежевании от Адоньяу и поддержке царства Шломо, так как несмотря на то, что уже сделал Давид тшуву на высшей ее ступени (и поэтому уже обещал Бат-Шеве о том, что восцарствует Шломо, на основе пророчества Натана), тем не менее, он не был уверен, что достиг уже такой ступени тшувы, на которой уже исправлены все четыре буквы имени Всевышнего «Авайе» (см. «Тания», часть четвертая, письмо «И сделал Давид Имя»), поскольку не получил пока еще свидетельства от «Знающего тайны». И поэтому также не знал, когда начнется царство Шломо в действии, и что может прежде должен восцарствовать Адонияу, поскольку и он, сам по себе, годился быть королем (см. выше).

 

Что намекается также в отношении между именами Адония и Шломо, поскольку Адония происходит от слова Адон — господин, указывающее на качество царствования Благословенного сфиру малхут — нижнюю букву «эй», как говорилось выше. Однако Шломо относится особым образом к высшим сфирот хохма и бина (мудрость и понимание), посредством которых достигается полнота служения высшей тшувой. И поскольку порядок служения человека должен быть в такой форме, что нижняя тшува предваряет высшую, (см. выше идея «дом и мансарда над ним»), Давид полагал, что возможно царствование Адония, соответствующее нижней тшуве, перед царствованием Шломо — полная тшува.

 

Однако поддержка пророком Натаном царства Шломо, тем, что он «наполнил» Бат-Шевы, явилось Давиду указанием на то, что его тшува из любви была принята полностью (в добавление к тому факту, что пророк Натан был тем самым, кто в прошлом увещевал Давида за историю с Бат-Шевой, и его слова теперь были в аспекте «уста, которые запретили, они же уста, что разрешили», то есть разрешение потомку Бат-Шевы продолжить царство Давида навечно...)

 

[Примечание: тем более становятся понятны слова пророка Натана с претензией к Адонию: «А меня, раба твоего, Цадока Коэна и Бнаяу сына Йеойада, и Шломо раба твоего не позвал». Тем самым он намекнул Давиду о великом и корневом недостатке, который был у пира коронации Адония, поскольку эти четыре человека, которых он не позвал, намекают на четыре буквы имени Всевышнего Авайе, необходимых для полноты царствования дома Давида, для того чтобы оно было вечным, подобно тому, как сказано: «И истина Авайе вечна». Натан, как уже говорилось, высшая ступень в малхут, привлекающая влияние от вышестоящих сфирот. Цадок Коэн, аспект «малого лика» — шести эмоциональных аспектов мира Ацилус, (как известно об идее коэна вообще и первосвященника в частности). Бнаяу сын Йеойада соответствует аспекту бина, (как намекается в объяснении его имени, только лишь это нижняя ступень бины связанная через даат с эмоциями, как объясняется в хасидизме идея «матери, сидящей на птенцах». Шломо, как уже говорилось, соответствует ступеням хохмы и бины. Имеется ввиду, что Шломо был в высшем аспекте бины, как она объединена с хохмой, а когда уже восцарствовал в действии, удостоился аспекта хохма, как он наверху). Этим Натан намекнул также Давиду, что Шломо уже годится к тому, чтобы уже продолжить царство Давида навечно, будучи объединенным со всеми ступенями, что в мире Ацилут.]

 

И поэтому поклялся Давид, что воцарит Шломо — еще прямо сегодня, поскольку определение вечности включает в себя по сути все аспекты времени (настоящее, прошедшее и будущее), и в момент, когда ущерб был исправлен постфактум, моментально должно быть осуществление идеи «На троне его не воссядет чужой».

 

[А то, что пока еще осталось напоминание об этом (грехе) (в Писании и в устной традиции), не смотря на то, что высшая тшува «отрывает», (см. выше), грех задним числом, его существование в прошлом, так это по причине того, что хочет Всевышний научить нас этой удивительной идее в служении тшувой, (как сказано: «Научу грешных путям Твоим, и вернуться злодеи к Тебе». Ведь, если бы не так, это было бы стерто полностью из всякой памяти... ). И теперь особенно понятно высказывание наших мудрецов: «Каждый, говорящий Давид согрешил, не что иное, как ошибается», поскольку высшая тшува осуществляет полный отрыв — аннулирование греха постфактум, выходит, что не согрешил Давид вовсе...]

 

[Примечание: эта вещь намекается собственно в самой истории с Бат-Шевой, которая находилась в аспекте «сомнительно замужняя женщина». Известно, что «каждый, уходящий на войну дома Давида, пишет разводное письмо своей жене». И если он погибнет, то будет его жена разведена задним числом, с момента вручения ей гета, а не с момента его смерти. Объяснение этому на уровне тайной Торы «также мир отдал в их сердца» (тайна беременности. Так как Урия Хити был включен в аспекте «беременности» в Давида, подобно тому, как Лот был включен в аспекте «беременности» в Авраама, до достижения им ступени абсолютного цадика — праведника. И, поскольку попросил Давид испытать его — скрытое злое начало (как известно об идеи цадика и плохо ему...) и стало раскрытым... (и это собственно смысл его имени Урия, как сказано: «Гнев мой видел свет (Ор)», и, как говорилось выше, «что он не мог согреться»). И когда погиб Урия, то выяснилось задним числом, что не согрешил Давид с замужней женщиной, подобно тому, как он сказал «сердце пусто во мне». Это означает, что он аннулировал задним числом всякую идею греха и преступления, как уже говорилось. Но только лишь уточнили наши мудрецы, что надо было Давиду казниь Урия в верховном суде, подобно духовному образу тшувы по Торе — «что убил его постом»... и был наказан за то, что убил его мечом сыновей Амона — (бина в клипе).]

 

Кратко о том же:

Посредством служения высшей тшувой — тшувой из любви, осуществляемой посредством истинного занятия по изучении Торы и глубокого и основательного постижения ее, ощущается в сердце человека великая любовь ко Всевышнему, в аспекте «Соскучился, истосковался („никсеф никсафто“) ты по дому отца своего», как подробно объясняется в Письмах о тшуве в книге «Тания».

 

Это чувство любви «покупает» также материальное тело божественности — в служении в молитве — и изымает его полностью (постфактум) из владения «клипо»т (оболочек, скрывющих божественность) и противоположной божественности стороне, посредством объединения со ступенью, которая выше времени и пространства.[В деталях «приобретения»: «кесеф» — серебро (желание), например, приобретаемое животной душой (Эфрон) от божественной души (Авраам) — это «четыреста желанных миров», в которые одевается высшее наслаждение, проистекающее от хохмы и бины, что во внутренней Торе].

 

Но когда достигает человек этой ступени на самом деле — необходимо получить свидетельство от Самого «Знающего тайны», в Его славе и Его Сути, что «вышел из рук простака в руки короля» и «злоумышленные преступления стали ему (как) заслуги»... По этому, собственно, и ждал Давид такого свидетельства, чтобы оно доказало ему, что не будет вовсе упомянут грех его…

 

Принятие ига с радостью

 

Объяснение немного в другой форме:

Известно, что полнота заповеди тшува осуществляется через радость, когда возрадуется человек от своего служения Всевышнему. И это также подобно наполнению буквы «эй» (см. выше), поскольку радость относится к сфире бина (верхняя буква «эй», как известно об идее «мать, радующаяся сыновьями» и «бина матерью называется»), а наполнение «эй» — это то, что радость наполняет служение Всевышнему и служение тшувой с принятием на себя ига царства небесного, относящегося к сфире малхут — нижняя буква «эй».

 

То есть, не смотря на то, что главный аспект служения должен быть в принятии на себя ига царства небесного, как у простого раба, однако полнота служения достигается тогда, когда принятие ига полно радостью и жизненностью, (как объясняется в нескольких местах объяснение Аризаля на фразу: «За то, что ты не служил Всевышнему Б-гу твоему с радостью и воодушевлением от обилия всего»).

 

«А на более высокой ступени, — пишет Ребе, — так посредством радости в служении Всевышнему вообще и в частности, когда радость от самого служения тшувой... посредством этого добавляется еще больше в силе тшувы изменить прошлое».

 

Бесплодную Он матерью в доме поселяет — она детям радуется!

 

Только лишь с этим условием получается то, что «радость будет основана на битуль — самоустранении, аннулировании», как объясняется в хасидизме в отношении нашей проматери Сары, что она смогла исправить то, что «испортили» Хава и Ноах, посредством радости, приходящей в абсолютном битуле.

 

В этом и заключается идея пещеры «Махпела» в двух формах — наполнение буквы «эй» малхута биной и наполнение «эй» бины в малхут.

 

Подобно этому написано о Давиде: «...король Давид танцует и скачет перед Всевышним...» — «Поскольку Давид король Израиля — это сфира малхут, поэтому он был в абсолютном битуле, „если не смирял я и не успокаивал души моей“. Так как малхут — это аспект битуля... в этом и заключается смысл того, что его служение было в великой радости: „Давид танцует и скачет перед Всевышним“,— поскольку с точки зрения битуля аспекта малхут, даже когда радость в раскрытии, из нее не может возникнуть негативный момент».

 

Причиной этому, возможно, является то, что объясняется во многих местах в хасидизме. Что когда радость основывается на идее битуль, то наполнение «эй» бины находится на ступени именно «внутренней бины», связанной с аспектом хохма, что в душе, (то есть, «йуд» привлекается в «эй» внутренним образом). Как уже объяснялось про «тошув верхнее „эй“», осуществляемое посредством высшей тшувы — возвращается аспект бины, что в душе объединиться с хохмой [подобно примеру о том, что суть идеи (точка мудрости) хранит рассуждения разума в ту или иную сторону — приходящее от размышлении вширь о деталях раскрытия идеи (с точки зрения бины) — чтобы не свернуть от истины... и еще более того, точка мудрости пронизывает и освещает изнутри все детали, что в бине, как говорилось выше об объяснении Ребе комментария Раши «удвоена парами»].

 

В отличии от «внешнего (аспекта) бины», что от него могут произойти нежелательные вещи.

 

Радовать всех

 

Возможность различить эти две ступени — «внутренюю бину» и «внешнюю бину» — заключается в реальной радости, которая проистекает от них и ее последствий, как пишет Алтер Ребе (в связи с «идеей поля Махпела»): «Радость — это аспект „услащения“ (исправления) судов и необходимо радовать всех, чтобы все были включены в аспект радости, как известно о том, кто находится в состоянии радости, тогда он хочет, чтобы все веселились, так как этим „услащается“ суд, поскольку он приравнивает всех, а тот, кто не дает бедняку... суд его не исправляется...».

 

На основании этого лучше понимаются слова пророка Натана Давиду в афтаре, когда он рассказывает, про пир коронации Адония и подчеркивает: «А меня, раба твоего, Цадока Коэна и Бнаяу сына Йеойада, и Шломо раба твоего не позвал». Этим он дал понять Давиду, что у Адония не раскрывается радость в ее чистоте, привлекающейся от ступени «внутренней бины» — «радовать всех», как годится королю, продолжающему царство дома Давида (и соответствует полноте тшувы Давида, см. выше.)

 

В отличии от коронации Шломо, которая была осуществлена затем по приказу Давида, про которую говорится: «и поднялся весь народ за ним, и народ играет на флейтах и веселится великим весельем, и дрожала земля от их голосов». И также будет у нас, как сказали мудрецы: «в завершении Израиль сделает тшуву в конце изгнания и моментально освободится». «И вечная радость над их головами» — с приходом праведного Мошиаха и истинного и полного освобождения, моментально сейчас же в буквальном смысле.

Галерея
Рассылка 'Материалы по Торе' Яндекс.Метрика